После смены власти свободы слова становится все меньше — дата-анализ
- 2 года мурун
- Дата, Мультимедиа
В марте этого года пресс-секретарь президента Эрбол Султанбаев заявил, что “свобода слова в нашей стране была и будет. Ее никто не ограничивает”. Об этом не раз говорил и сам глава государства. Однако если посмотреть на реальные данные о давлении на свободу слова за последние несколько лет, возникает много вопросов. В этом противоречии решили разобраться дата-журналисты “ПолитКлиники”.
В международном рейтинге индекс свободы прессы Кыргызстан находится на 79 месте. Это лучше, чем у соседних стран: Казахстан – на 155 месте, Узбекистан – на 157 месте, Таджикистан на 162 месте.
Несмотря на то, что мы поднялись в мировом рейтинге, в последние три года давление на СМИ усиливается. Участились случаи задержаний активистов, вызовов журналистов на допросы и возбуждение уголовных дел против редакций.
По данным прокуратуры, в период с 2010 по 2022 годы, в отношении журналистов и СМИ были возбуждены тринадцать уголовных дел. Больше половины из них открыты в последние два года.
Только за первую половину 2022 года было несколько громких дел против журналистов. Болоту Темирову инкриминировали незаконное изготовление наркотических средств, хотя общественность связывает это дело с деятельностью журналиста — незадолго до задержания редакция Темирова выпустила расследование о коррупции в нефтеперерабатывающем заводе, которым управляет племянник главы ГКНБ Камчыбека Ташиева.
После расследования, где упоминаются родственники и сын главы ГКНБ Камчыбека Ташиева, на Темирова возбудили еще три уголовных дела. По данным Главного управления внутренних дел Бишкека, новые разбирательства в отношении журналиста возбуждены по статьям 379 («Подделка документов») и 378 («Незаконное пересечение государственной границы КР») УК КР. Адвокат Темирова трактует это как “гонение”, ведь сроки давности этих дел истекли давно.
Еще одним громким делом 2022 года стало закрытие канала NEXT TV и арест его директора. После перепечатки материала о ситуации в Украине, ГКНБ нашла в нем элементы межнациональной розни и возбудила уголовное дело. Но руководство телеканала отрицает вину, так как в материале были указаны источники информации. Директор телеканала считает это политическим заказом.
Не уголовным делом единым: как еще давят на свободу слова
По данным Института Медиа Полиси, после октябрьских событий 2020-года резко увеличилось число упоминаний в медиа о давлении на свободу слова, в том числе о нападениях на журналистов, угрозах и случаях давления на СМИ и законопроектах, которые угрожают свободе слова в КР.
Эти упоминания напрямую связаны со случаями реального давления на СМИ.
Нападения на журналистов в основном происходили во время массовых беспорядков. Часто нападали сторонники Садыра Жапарова, мотивируя тем, что журналисты не освещают или неправильно освещают демонстрации в его поддержку. Сам Садыр Жапаров активно критикует деятельность независимых СМИ:
«Если тамошние хозяины дают такие заказы, кыргызские джигиты и девушки, которые работают в “Азаттыке”, могли бы задуматься и объяснить им, что они не могут так искажать и давать [информацию]. Или могли бы взять у меня комментарий, как у второй стороны и давать [информацию] с двумя сторонами», - заявлял Жапаров.
Угрозы и давление на СМИ и гражданское общество начались позже. Больше всего таких случаев приходится на весну 2021 года. В это время проходили митинги против НПО, а журналистов допрашивали и заводили против них уголовные дела. Также на журналистов нападали во время встречи представителей власти с народом.
В мае-июле 2021 года вышло несколько законопроектов, которые реально угрожают свободе слова. В это время парламент рассматривал закон «О манипулировании информацией», в народе известный как “Закон о фейках”, а президент Садыр Жапаров подписал закон об НКО. Несмотря на заявления о непоколебимости свободы слова, Жапаров попросил депутатов принять этот закон и заодно реформировать ОТРК и вернуть ему статус “национального”. Закон по итогу был принят в третьем чтении.
По “закону о фейках” госорганы могут без решения суда закрыть сайт, который распространяет недостоверную информацию, а это прямое покушение на свободу слова. Одновременно до сих пор не разработаны механизмы применения закона, что позволяет закрыть любое СМИ мгновенно.
Это вызвало критику со стороны гражданского общества и международных организаций. Центр исследования коррупции и организованной преступности OCCRP заявил, что в Кыргызстане наблюдается усиление давления на свободу слова:
«Это правительство находится у власти благодаря героическим действиям независимых СМИ на парламентских выборах 2020 года. Это ужасно антиутопично, что это правительство стремится сокрушить [эти СМИ]», — отметил главный редактор OCCRP Дрю Салливан.
Но это еще не все, с февраля 2022 года пытаются продвигать закон, подобный российскому закону “Об иностранных агентах”, согласно которому в Кыргызстане можно будет признавать людей или организации иноагентами. А это существенно ограничит деятельность медиа и возможность донесения альтернативной точки зрения.
Защитить свободу слова не получается
Когда случаются противоправные действия, журналисты пишут заявление в органы. Но большинство дел прекращаются. За семь месяцев прошлого года в прокуратуру поступило девять обращений. Но только два из них расследуются, а остальные прекращены. Так, например, дело журналиста “Азаттыка” Дастана Умотбай уулу не стали расследовать:
“Во время освещения октябрьских событий 2020-года на меня напали. Я написал заявление в милицию. Но, оказывается, дело прекратили из-за того что не смогли поймать нападавшего. О прекращении дела я узнал год спустя”, - сказал Дастан Умотбай уулу.
Ситуация, когда журналистов не защищают, а напротив, угрожают и заводят на них дела, пагубно влияет на свободу слова. Об этом нам рассказал медиаэксперт Алмаз Исманов:
«Мы наблюдаем тревожную тенденцию дискредитации журналистской деятельности, отсюда и наши опасения, что ситуация со свободой слова может ухудшится. К сожалению, не все наши граждане понимают, что за атаками на журналистов и медиа есть прямая угроза и в их адрес. Чем меньше независимых медиа в обществе, тем меньше общество будет информировано о различных нарушениях закона, о коррупции».
Авторы: Чолпонбек Сабырбеков, Чынаргуль Жумабекова
Дата-редакторы: Айзада Тома, Андрей Дорожный
Иллюстрация: The Economist