«На манеже все те же». 97 депутатов VI созыва парламента снова в числе кандидатов
- 4 года мурун
- Иликтөөлөр
.
Из числа 97 кандидатов в депутаты 81 процент выдвиженцев меняли партийные билеты. Из них 9 кандидатов или 11 процентов ранее успели побывать в членстве более чем в 2 партиях, 70 кандидатов или 89 процентов побывали в составе двух партий.
Ормонов пояснил, что был выдвинут от партии «Бир Бол», но не был ее членом.
Согласно 3 пункта 72 статьи Закона КР о выборах от 1999 года у политических партий не было права включать в список кандидатов выдвиженцев, не состоящих в рядах политобъединения. В нынешней редакции закона этот пункт был исключен.
Правозащитник Динара Ошурахунова также говорит, что нет запрета выдвигаться от партии, не будучи ее членом.
«Другими словами, закон не запрещает будучи членом одной партии выдвигаться на выборах от другой. В связи с этим так часты стали переходы из одной партии в другую», — говорит Ошурахунова.
Таким образом, если ранее партии могли выдвигать на выборах только своих членов, то с изменением закона, это требование было ликвидировано.
«После исключения всего этого в законном русле будет наблюдаться развитие партий и если не остановятся, то хотя бы сократятся переходы из одной партии в другую. Со временем все эти явления исчезнут», — считает Улугбек Ормонов.
Еще один нардеп 6 созыва Зиядин Жамалдинов стал в 2007 году депутатом от партии «Ак-Жол», в 2015-м – от партии «Онугуу-Прогресс», в этот раз идет от партии «Бутун Кыргызстан». По его словам, партия, членом которой он был, расформирована:
«Партии «Ак-Жол» больше нет. Ее нет, куда мне идти? «Онугуу» тоже не пошел на этот раз на выборы. И я решил, почему я не должен идти из-за этого на выборы… Что нам остается делать, если партии, членами которых мы являемся, уже не участвуют в выборах?», — вопрошает Жамалдинов.
«Мягко говоря, такие кандидаты пытаются найти свое «место под солнцем». Как в 16-18 лет для подростков приходит время выбирать свое будущее, так и тут происходит тоже самое. По правде говоря, отдельные кандидаты идут туда, где им будет легче сохранить свое богатство, бизнес», — говорит Масалиев.
«Кандидаты в депутаты становятся подхалимами и пытаются попасть в ряды партий власти. Некоторые депутаты раньше восхваляли партию «Алга Кыргызстан», затем «Ак Жол», а когда этих партий не стало, стали хвалить СДПК. А вот теперь после изменения ситуации они же критикуют те самые партии и уже восхваляют партию власти «Биримдик». Вот такие депутаты-«кочевники», — говорит Динара Ошурахунова.
По ее словам, в Кыргызстане только начинает развиваться процесс партийного строительства. Многие политики регистрируют партии перед выборами, чтобы включать в списки угодных для себя политиков, а неугодным отказывать.
«Если бы партии работали задолго до выборов, всегда альтернативно высказывали свою позицию, то возможно у них были бы постоянные кандидаты в депутаты. А сейчас у нас нет устойчивости в партийной деятельности», — добавляет Ошурахунова.
Эксперт Эльмира НОГОЙБАЕВА считает, что частые переходы депутатов из партии в партию связаны с отсутствием в политобъединениях собственных идеологий.
«Это объясняет две вещи. Во-первых, отсутствие в Кыргызстане структурного, идеологического полей у партий. Другими словами, у политобъединений нет собственных идеологий, программ. Во-вторых, партии создаются ради собственной выгоды. В-третьих, ради денежных интересов и приобретения политического капитала. Если отдельные политики идут в парламент для того, чтобы сохранить свой бизнес, другие идут лишь ради профессионального бизнеса», — говорит Эльмира Ногойбаева.
Редактор: Дилбар Алимова
Фото: Дарья Удалова