Депутаты парламента приняли треть всех законопроектов в канун летних каникул

Баяндар

.

Депутаты парламента приняли треть всех законопроектов в канун летних каникул
Шестой созыв депутатов парламента Кыргызстана завершает свою работу. Мы проанализировали 780 принятых нардепами законопроектов и выяснили, что треть из них была принята «оптом» прямо перед самыми каникулами. Среди них есть и скандальные документы.
Законотворческая функция

Жогорку Кенеш - парламент Кыргызской Республики – высший орган законодательной власти в стране, обладающий законотворческой и контрольной функциями.

Жогорку Кенеш состоит из 120 депутатов, которые избираются сроком на 5 лет. Парламент реализует свою деятельность на основе регламента. Согласно данному документу, одной из основных обязанностей депутатов парламента является принятие законопроектов.

Депутаты 6 созыва с декабря 2016 года по июнь 2020 года инициировали 1305 законопроектов, из которых были приняты в третьем чтении 780. Мы не взяли в расчет законопроекты, принятые в первом и втором чтениях. Для сравнения депутаты 5 созыва инициировали 1377 законопроектов и приняли 1140 из них.

Многие из законопроектов скопом были приняты перед летними отпусками депутатов. Связано ли это с тем, что истекает срок работы очередного созыва парламента, но в последние дни заседаний нардепы умудрились поставить рекорд – 42 законопроекта в третьем чтении.


«Все неугодные законопроекты «отодвигаются до каникул»

С января по 25 июня 2020 года депутаты приняли в общем 138 законопроектов. Из них 42 документа, или 30 процентов законопроектов, были приняты в аккурат перед каникулами, то есть в последние рабочие дни депутатов. В обычные дни нардепы принимали в день от 1 до 4 законопроектов.

В среднем, перед каникулами в этот день было принято в 10 раз больше законопроектов, чем обычно. 25 июня во втором и третьем чтениях был принят скандальный законопроект о манипулировании информацией, вызвавший бурное обсуждение в обществе.

Правозащитник Рита Карасартова считает, что парламент специально оставляет до самых каникул критикуемые обществом законопроекты.

"Причина того, что перед каникулами депутаты стремятся принять как можно больше законопроектов кроется в том, что они надеются в «спешке протащить» «те самые» законопроекты. А после их принятия хоть кричи, ори, нардепам уже не будет до этого дела на каникулах. Это специально так делается», - говорит Карасартова.

По словам Риты Карасартовой, депутаты придерживаются принципа оставлять законопроекты до каникул в случае, если они на самом деле хотят «протащить» тот или иной законопроект.

"В парламенте среди депутатов есть правило: «Если вы просто хотите обсуждать законопроект, тогда, давайте, просто обсудим его. А если вы хотите реально провести через парламент тот или иной законопроект, тогда нужно сделать это по-тихому, никому не афишируя». Поэтому все неугодные или критикуемые законопроекты оставляются на голосование практически до самых каникул», - говорит Карасартова.

Однако руководитель пресс-службы парламента Ибрагим Нуракун уулу связывает принятие рекордного количества законопроектов с пандемией.

"Как правило, в последний месяц завершения сессии накапливается много законопроектов. Особенно много их было в этом году. Из-за пандемии было объявлено чрезвычайное положение, и депутаты не работали…Из-за этого и законопроектов много накопилось», - сказал Ибраим Нуракун уулу.


Депутаты, которые совсем не инициировали законопроекты
Абдыкеримов Шаршенбек Шайлообекович, Бакиров Омурбек Мирзараимович, Бешимбаева Айгерим Кабылбековна, Нурдинов Бейшеналы, Сыдыгалиев Бектен Качкыналиевич. Из них Бешимбаева Айгерим Кабылбековна стала депутатом в 2020 году, Сыдыгалиев Бектен Качкыналиевич в 2019-м, Нурдинов Бейшеналы в - 2020-м, Бакиров Омурбек Мирзараимович – в 2018-году.

Айгерим Бешимбаева стала депутатом парламента 15 апреля 2020 года. По ее словам, двухмесячный срок слишком короток для инициирования и написания законопроектов.

"Я не успела инициировать законопроект. Инициировать законопроект, получить на него одобрение не простой процесс. Его надо анализировать и проводить экспертизу с учетом экспертного мнения. На это в среднем требуется около полугода. А за 2 месяца разработать законопроект невозможно. Даже многие законопроекты, инициированные еще до моего прихода, не были приняты», - говорит она.

Однако при опросе депутатов в период завершения их полномочий о том, зачем они пришли в парламент, нардепы отвечали, что пришли решать проблемы граждан.

Депутат Бейшеналы Нурдинов тоже в числе тех, кто попал в парламент в конце созыва, и он тоже так и не успел инициировать законопроекты.

А депутат Омурбек Бакиров пришел в парламент 21 декабря 2018 года. Он заверяет, что инициировал 13 законопроектов.

"Почему это я не инициировал законопроекты? Я инициировал с 2018 года 13 законопроектов. Три из них в 2020 году. Один из законопроектов был иниицирован совместно с коллегой Талантом Мамытовым «О выборах президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша». Согласно изменениям, теперь избирательный порог на выборах снижен с 9 до 7 процентов», - говорит он.

Однако ни на сайте Жогорку Кенеша, ни на ресурсе politmer.kg, который собирает данные о парламентской деятельности депутатов мы не смогли найти законопроектов этого депутата. При этом депутат сам не смог объяснить почему на сайте парламента нет его законопроектов.

Руководитель пресс-службы парламента Ибрагим Нуракун уулу отметил, что иногда фамилии депутатов не указываются в законопроектах.

"У данного депутата много инициированных законопроектов. Я тоже ставлю подписи под документами и вижу фамилию Бакирова на многих законопроектах. Иногда на портале Жогорку Кенеша не пишут фамилии разработчиков законопроектов, так как их инициируют как правило несколько депутатов. Поэтому нередко в графе инициаторы мы просто пишем «депутаты», - говорит Ибрагим Нуракун уулу.


Дело не в количестве, а в качестве

В развитых странах законопроекты проходят через обсуждение в течение года и в итоге принимается лишь их малое количество. Например, 49-й созыв парламента Швейцарии, представленный Федеральным собранием, принял всего 414 законов. А 9-й созыв Верховной Рады Украины в течение двух сессий провел 59 собраний, рассмотрел 463 законопроекта и принял в итоге 158 законопроектов.

Правозащитник Динара Ошурахунова считает, что депутаты принимают много законопроектов, но они не отличаются качеством.

"Они не думают о том, какую пользу принесут эти законопроекты, а пишут их просто как книги для того, чтобы оставить свое имя в истории. Депутаты думают, что их задача только в том, чтобы писать законы. А на деле депутаты должны защищать интересы граждан, принимать законы, соответствующие Конституции, отклонять ненужные законы и уметь их анализировать. Таких мало», - говорит Ошурахунова.

По словам правозащитницы, в парламенте нередко принимаются законопроекты без должного обсуждения.

"Когда депутаты собираются всем составом они не обсуждают законопроекты должным образом. Работа идет в основном в комитетах. Не все депутаты участвуют толком в работе комитетов. Из-за этого законопроекты накапливаются в парламенте к июню. А потом чтобы не оставлять законопроекты, быстро принимают их, даже не вчитываясь в них толком. Среди этих законопроектов принимаются и скандальные, которые не должны были быть приняты. Это происходит и потому, что в конце заседания многие депутаты устают и уже не смотрят за что голосуют», - говорит Динара Ошурахунова.

«В 2013-2014-годах к нам приезжали эксперты ОБСЕ, они проанализировали работу пятого созыва парламента. Тогда они сказали, что принимается очень много законов. Такого по идее не должно быть», - отмечает Динара Ошурахунова.

В реальности нередко мы видим, как на заседаниях Жогорку Кенеша присутствует малое число депутатов, а присутствующие нардепы нажимают кнопки за своих коллег. Есть и депутаты, которые хвастают тем, что успевают нажимать много кнопок в период голосования. Из-за этого депутатов даже стали обзывать «кнопочниками».


Авторы: Ырысбү Кылычбек кызы, Кымбат Турдубекова
Редактор: Дилбар Алимова
Материал подготовлен при поддержке фонда «Сорос-Кыргызстан». Ответственность за содержание текста несет медиаорганизация "ПолитКлиника" и не отражает точки зрения фонда "Сорос-Кыргызстан".
БаяндарПолитКлиникаСорос КыргызстанЖогорку Кенешзаконы