Конкуренция Голливуду, номинации на Оскар и нехватка кадров. Нынешнее состояние киноиндустрии в Кыргызстане

Вы когда-нибудь интересовались, сколько в Кыргызстане кинотеатров и сколько фильмов в них показывают? Сколько из них отечественных, а сколько иностранных? И какие есть проблемы в кинематографе?

В этом материале наши дата-журналисты попытаются ответить на эти вопросы и поделиться интересными фактами про кино в Кыргызстане.

На конец 2023-года в Кыргызстане работали сорок три кинотеатра. По данным государственного киноцентра “Кыргызтасмасы”, в этих кинотеатрах за последние десять лет были показаны 1934 фильма. Все эти фильмы разных жанров и из разных стран.

Согласно информации “Кыргызтасмасы”, в последние годы в кинотеатрах стали показывать больше фильмов. Например, если в 2014-году прокатное удостоверение получили всего лишь сорок фильмов, то только за четыре месяца 2024-года в прокат вышло 120 фильмов.

Но, на самом деле, данные за 2014-2018-годы могут быть неполными. Часть архивных документов за этот период не сохранились. По словам директора “Кыргызтасмасы” Талантбека Төлөбекова, так произошло, потому что большая часть архивных документов была утеряна из-за отсутствия преемственности в учреждении, а также из-за отсутствия запроса на эти данные:

“К сожалению, большая часть сведений про прокатные удостоверения фильмов была утеряна. Потому, что в “Кыргызтасмасы” была текучка кадров и не было преемственности между новыми сотрудниками. Вы сами были свидетелями того, в каком состоянии находится наш архив. Многие годы не обращали на это внимание. Сейчас мы планируем создать собственный сайт. Там будет вся информация о фильмах, режиссерах и продюсерах”, — сказал Талантбек Төлөбеков, директор “Кыргызстасмасы”.

Кроме этого, Талантбек Төлөбеков отметил, что планируется введение онлайн-системы Rentrak для учета сборов каждого фильма. Использование этой системы позволит открыто увидеть доходы продакшн-компаний и кинотеатров.

Больше всего фильмов из Голливуда

География основных стран-производителей фильмов, которые были показаны в наших кинотеатрах, очень обширная. За десять лет в прокате были кино из 59 стран, таких как Бразилия, Вьетнам, Колумбия. Но, конечно же, большинство фильмов американские. Они составляют почти треть фильмов из нашего списка.

Также в десятке стран, фильмы которых мы показываем, помимо Кыргызстана, есть еще Россия, Великобритания, Франция.

Интересный факт: Средний хронометраж иностранного кино составляет 102 минуты, а самый длинный фильм, показанный в наших кинотеатрах — “Убийцы цветочной луны” режиссера Мартина Скорсезе, который длится 206 минут. События фильма разворачиваются вокруг нефти и индейцев в Америке. В главных ролях Леонардо Ди Каприо и Роберт Де Ниро

Конкуренция Голливуду, номинации на Оскар и нехватка кадров. Нынешнее состояние киноиндустрии в Кыргызстане

Кыргызских фильмов все больше и больше

Но давайте вернемся к кыргызскому кино. Когда-то названный “Кыргызским чудом” кинематограф после обретения страной независимости пришел в упадок. Были трудные девяностые и двухтысячные, когда кинематографистам было сложно. Да и люди в то время не ходили на киносеансы как сейчас.

Но с 2010-х годов кыргызские кинематографисты стали активно снимать фильмы, и кыргызского кино в кинотеатрах становилось все больше. При этом многие фильмы пользовались огромным успехом. Например, картина “Салам, Нью-Йорк” про кыргызского парня, уехавшего покорять Америку, комедия “В поисках мамы” или историческая картина “Курманжан Датка» — надолго завоевали сердца зрителей. В итоге за последние десять лет в кинотеатрах было показано почти триста кыргызстанских картин.

Но многие люди критикуют наших режиссеров и продюсеров за то, что они снимают только комедии. Мы решили спросить у режиссера, известного своими комедиями, такими как “Биртууганчик”, “Напарниктер” и “Аяш”, Бакыта Осмонканова, почему многие режиссеры снимают комедии. По его словам, на это есть несколько причин.

“Мы не можем снимать кино в жанре фэнтези или экшен, потому что производство таких фильмов требует больших денег. Те же трюки, те же спецэффекты очень дорого стоят. В нашем кинематографе нет бюджета, например, как в Голливуде. К тому же, кинотеатр — это место, куда человек приходит развеяться, отдохнуть”.

Бакыт Осмонканов

При этом Бакыт Осмонканов добавил, что сейчас режиссеры начали снимать кино и других жанров — драмы, триллеры и даже ужастики. По его словам, у общества начала формироваться культура похода кино, что заставляет развивать другие жанры. 

Конкуренция Голливуду, номинации на Оскар и нехватка кадров. Нынешнее состояние киноиндустрии в Кыргызстане

Интересный факт: фильм “Каникул” режиссера Нурлана Асанова четыре раза выходил в прокат кинотеатров. А самыми продолжительными кыргызстанскими фильмами являются “С любовью в Америку” и “Курманжан Датка” — оба длятся 140 минут.

Мы начали больше ходить на кыргызское кино

Действительно, в последние годы количество проданных билетов на киносеансы растет сотнями тысяч. Например, если в 2022 году было 2,4 млн посещений, то в 2023 году было уже 3,3 млн посещений, из которых большинство — в городе Бишкек (почти 2,7 млн. посещений).

Более того статистика показывает, что кыргызское кино с каждым годом набирает популярность, и отечественное кино может дать отпор иностранным фильмам.

Для кыргызского кино это очень хороший показатель. Например, среднее количество посещений на один отечественный фильм составляет 34,6 тысяч, а на иностранный лишь 5,6 тысяч.

Наши фильмы пользуются успехом не только в Кыргызстане, но и за рубежом. Многие фильмы показывают в  России, Казахстане, Узбекистане и США. Некоторые из них завоевывают награды на престижных кинопремиях.

“Шамбала” — авторский фильм Артыкпая Сүйүндүкова, снятый в 2020-году по мотивам повести “Белый пароход” Чынгыза Айтматова, завоевал 47 наград на мировых кинофестивалях, стал лауреатом кинопремии “Ника” и был номинирован на “Оскар” в категории “лучший иностранный фильм”. В общей сложности эта картина установила рекорд в кыргызской киноиндустрии, завоевав в общей сложности 53 наград.

Еще одним успехом, но уже коммерческим, можно считать вышедший в этом году фильм Руслана Акуна “Рай под ногами матерей”. По данным “Кинопоиска”, этот фильм в собрал около миллиона долларов в российском прокате и столько же в мире. К сожалению, сколько собрал фильм в Кыргызстане невозможно узнать из-за отсутствия системы сбора данных о стоимости и продажах билетов.

Артыкбай Сүйндүков отмечает что, сейчас авторское и коммерческое кино развивается параллельно. По его словам, чтобы добиться еще большего успеха нужно снимать фильмы, основанные на идее, философии:

Конкуренция Голливуду, номинации на Оскар и нехватка кадров. Нынешнее состояние киноиндустрии в Кыргызстане

“Мы радуемся, что общество все больше ходит на кыргызское кино. Сейчас большинство молодых режиссеров снимают комедии. До какой-то степени это хорошо. Но чтобы добиться успеха, выйти в мировой прокат, нужно чтобы твой фильм имел смысловую нагрузку, философию. Как правило, именно такие фильмы собирают большую кассу и выигрывают кинофестивали”.

Артыкпай Сүйүндүков

“Мало кадров, нет финансов и техники”. Проблемы кыргызского кино

Режиссер Бакыт Осмонканов отметил, что для продвижения кыргызского кино в регионах не хватает современных, хорошо оснащенных кинотеатров. По данным Нацстаткома, наибольшее число кинотеатров находятся в Бишкеке и Чуйской области. При этом, в прошлом году были закрыты три кинотеатра — два в Бишкеке и один в Оше.

По словам Директора департамента кинематографии Акжолтоя Бекболотова, государство вместе с предпринимателями планирует реконструкцию кинотеатров в регионах. Это даст возможность показывать не только кыргызские, но мировые фильмы в регионах.

Кроме этого, режиссеры и чиновники отмечают еще несколько крупных проблем в сфере кыргызского кинематографа. По мнению Артыкпая Сүйүндүкова, нашим режиссерам не хватает знаний.

“У нас есть очень талантливые люди. Но им не хватает знаний. Нужно учиться, подтягивать свои умения. Те же режиссеры, операторы, сценаристы могут пройти курсы в Москве, других городах и странах. Почему многие не могут конкурировать с Голливудскими фильмами? Кроме денег у них еще есть лучшие актеры, режиссеры, операторы. А у нас сейчас снимают очень много фильмов, которые не пройдут технические требования за рубежом, они показываются только у нас”, — сетует Сүйүндүков.

Кроме кадровых проблем режиссеры отмечают технические и финансовые проблемы. Для производства качественного кино, необходимы специальные камеры, микрофоны. По словам Бакыта Осмонканова, чтобы снять хорошее жанровое кино для фестивалей молодым режиссерам не хватает финансовой поддержки от государства.

“Есть очень хорошие, талантливые люди. Хотелось бы, чтобы государство помогало им в финансовом плане. Чтобы снять хорошее кино для международных фестивалей или серьезное жанровое кино нам часто не хватает денег”, — жалуется Бакыт Осмонканов.

Акжолтой Бекболотов признается, что в стране не хватает хороших специалистов и отмечает, что повышение квалификации зависит от самих киношников.  При этом он уверяет, что государство планирует помочь кинематографистам — в скором времени планируется строительство кинопавильона, где можно будет снимать крупные кинокартины.

“Сейчас мы закупили все необходимые инструменты, позволяющие полностью снять один фильм. Также в следующем году на территории “Кыргызфильма” начнется строительство кинопавильона площадью 1400 кв.метров. Это позволит нашим режиссерам с помощью спецэффектов снимать большие эпические фильмы”, — уверяет Бекболотов. 


Автор: «ПолитКлиника»
Иллюстрации: Александра Титова

«Данная публикация стала возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Авторы материала несут ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США.»

Муну бөлүшүү

Окшош жаңылыктар

Журналисттик иликтөөлөр

Помочь проекту

договором оферты