Бензин, дизель и газ: как подорожало топливо и что нас ждет в 2025 году?

Цены на бензин и дизельное топливо неумолимо продолжают расти. За десять лет их цена в среднем выросла на 20-25 сомов в зависимости от марки. А в последние годы наблюдается резкий скачок цен почти на все виды горюче-смазочных материалов. Так, например, за текущий год бензин подорожал на 8 сомов за литр. В этом материале мы посмотрели как и когда дорожали ГСМ.

Александр заправляет свою машину бензином марки АИ-95. Александр сетует, что один литр бензина этой же марки год назад стоил 65 сомов, а сейчас он стоит 74 сома:

“По сравнению с той же Россией или Казахстаном, у нас прям сильная разница. Очень сильно бьет по карману. Чтобы как-то сэкономить хочу купить гибридную машину. Бензин очень сильно подорожал”, – говорит Александр.

Еще один водитель, Кубат, говорит, что подорожание происходит резко, и это не позволяет адаптироваться под новые цены:

“В прошлом году 92-й бензин стоил 58 сомов, сейчас уже по 70 сомов стоит. Я зарабатываю с помощью машины, рост цен на бензин уменьшает мой заработок. Благо, у меня экономичная машина, но все же рост дает о себе знать”, – сказал Кубат.

В год Кыргызстан потребляет около 1,4 млн.тонн нефтепродуктов. Среднесуточное потребление бензина составляет 1781 тонн, а дизеля – 1507 тонн.

Самым популярным видом топлива в Кыргызстане считается бензин. Мы сравнили официальные цены за третий квартал каждого года, начиная с 2014-года. Наши расчеты показывают, что за десять лет бензин марки АИ-92 подорожал на 52%, а АИ 95 — на 57%.  При этом, резкий рост цен стал заметен последние пять лет.

Используемое в тракторах сельскохозяйственного назначения и грузовиках дизельное топливо подорожало больше остальных видов. Если литр этого топлива в 2014-году стоил 44,9 сома, то сейчас оно стоит уже 74,6 сомов. Другими словами, за этот период дизель подорожал на 66%. 

В 2020-году цены на бензин и дизель в Кыргызстане снизились до 35-40 сомов за литр. Это было связано с введенным локдауном из-за COVID-19 и соответствующим снижением спроса — стоимость нефти на мировом рынке опустилась ниже 20 долларов за баррель. 

Однако уже в 2022-году произошел резкий скачок стоимости топлива. В то время бензин марки АИ-95 подорожал на 8 сомов по сравнению с 2021-годом, и уже стоил 66 сомов. Тогда эксперты Всемирного банка прогнозировали, что цены на нефть и горючее топливо продолжат расти до конца 2024-года. 

По словам главы Ассоциации нефтетрейдеров Кыргызстана Канатбека Эшатова, цены на ГСМ растут, также как и спрос на мировом рынке:

“Да, в 2020-году топливо подешевело на несколько десятков сомов, потому что спроса почти не было. Весь мир был на локдауне, соответственно отпускные цены на заводах упали. Но, когда в октябре 2020-года был снят локдаун, экономика стала оживляться, горючее тоже подорожало. Подорожание в 2022-году тоже обусловлено высоким спросом на рынке. Например, Кыргызстан 95% топлива завозит из России. В то время на внутреннем рынке России был большой спрос. Из-за этого поднялись цены» — рассказал Канатбек Эшатов в интервью “ПолитКлинике”.

Эшатов также отметил, что кыргызстанские бизнесмены стараются наполнять свои резервуары, чтобы при подорожании отпускных цен с заводов, скачки цен не были шокирующими для конечного потребителя.

Сжиженный газ: альтернатива дорожает

Многие автовладельцы наряду с бензиновыми баками устанавливают газобалонное оборудование, чтобы двигатель мог работать на газе. Некоторые машины прямиком с завода выходят с газовыми двигателями. Это связано с тем, что газ дешевле и выгоднее, чем бензин или дизель. Но и этот вид топлива с каждым годом дорожает.

Согласно данным Нацстаткома, один килограмм сжиженного газа в среднем по стране стоит 74,6 сомов. За десять лет этот вид топлива подорожал на 39%.

В конце ноября этого года на заправках Бишкека наблюдался дефицит автомобильного газа. Некоторые водители несколько часов ждали очередь, чтобы пополнить баки. Один из автовладельцев рассказал, что такие случаи происходят перед повышением цен:

“Нам неизвестно, почему так происходит, но я лично стою в очереди уже 3 часа. Вчера было также. Здесь уже образовываются пробки из тех, кто стоит в очереди на заправку. Заправки отпускают газ всего на 500 сом. Этого не хватает и на один день. Если говорить про цену, то пару дней назад было 36,9 сомов за литр, сегодня уже 37,9 сомов. Летом было также. Тогда тоже перед подорожанием был дефицит газа”, – сказал автовладелец.

Ассоциация нефтетрейдеров связывает это с тем, что в России не хватает железнодорожных цистерн для отправки газа за рубеж. Также, по их словам, дефицит наблюдался только в Бишкеке:

“В последние годы в Бишкеке увеличилось число автомобилей на газе. В городе увеличился спрос. Кроме того, мы не завышаем цены специально. Все зависит от оптовых цен нефтеперерабатывающих заводов в России”, – сказал Канатбек Эшатов.

Ассоциация нефтетрейдеров отмечает, что цены на горючее не зависят от предпринимателей или государства, так как большая часть энергоносителей импортируются. По их словам, основным поставщиком является Россия.
Согласно официальным, Кыргызстан импортирует 70% потребляемого дизельного топлива. Аналогичны ситуации с бензином и газом. Мы импортируем почти 80% бензина и 93% газа.

Газ дешевле в Джалал-Абаде, а дизель в Таласе

Несмотря на то, что в целом по стране цены на топливо растут, есть регионы, где горючее относительно дешевле. Например,в Таласе дизельное топливо дешевле в среднем на 3-4 сома. В Джалал-Абаде килограмм сжиженного газа дешевле на 17 сомов чем в Бишкеке, а самый дорогой в Нарыне – там килограмм газа стоит 83,3 сома. 

Такая ситуация, возможно, сложилась из-за того что, Джалал-Абад является единственным регионом в стране, где добывается газ. По данным Нацстаткома, в 2023-году в Кыргызстане было добыто 27,4 млн. кубометров газа, и весь он был добыт в Джалал-Абадской области.

С нового года топливо еще подорожает

С 1-января 2025-года правительство с каждого литра бензина и дизеля будет получать 1 сом в счет Дорожного фонда. По задумке Министерства транспорта и коммуникаций, эти деньги направят на ремонт старых и строительство новых дорог. В министерстве утверждают, что 2 миллиарда сомов, ежегодно выделяемых из бюджета, не хватает на содержание дорог.

Вводя этот сбор, правительство хочет собирать деньги с тех, кто заправляется больше. По подсчетам, ежегодно в Дорожный фонд будет поступать около семи миллиардов сомов.

Спикер парламента обещает, что на эти деньги отремонтируют все дороги в стране, в том числе те, которые ведут на пастбища:

“Я переговорил с Президентом[…] С 2027 года все дороги, ведущие ко всем селам и пастбищам, будут заасфальтированы за счет средств, полученных из Дорожного фонда. Из бюджета деньги не будут выделятся, все работы будут выполнятся за счет денег Дорожного фонда. Это очень важный, нужный, законопроект», — поясняет спикер Шакиев.

Но депутат Дастан Бекешев считает, что эта задумка ляжет на плечи водителей, у которых и так много обязательств. Он считает, что если правительство хочет ввести этот сбор, то нужно отменить транспортный налог:

“Мы не должны поддерживать этот законопроект. Это выглядит как очередной вид налога. Водители и так платят страховку, акцизный налог, налог на имущество. Этот станет четвертым налогом. Это не правильно. Если мы введем этот сбор, то тогда надо отменить имущественный налог. Тогда будет справедливо, тогда кто ездит больше тот будет платить больше”, сказал Бекешев.

Глава ассоциации нефтетрейдеров Канатбек Эшатов также утверждает, что сбор в один сом с каждого литра ГСМ напрямую повлияет на ценообразование. Он также отметил, что подорожание горючего автоматически приведет к подорожанию всех аспектов экономики.


Автор: «ПолитКлиника»

Иллюстрация: ИИ

«Данная публикация стала возможным благодаря помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Авторы материала несут ответственность за содержание публикации, которое не обязательно отражает позицию USAID или Правительства США.»

Муну бөлүшүү
Биздин иликтөөлөрдү колдоп, коррупция менен күрөшүүгө салым кошуңуз!

Окшош жаңылыктар

Журналисттик иликтөөлөр

Помочь проекту

договором оферты