Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей

Больше года Фонд по управлению государственным имуществом безуспешно судится с одним из крупнейших университетов страны — Международным университетом Кыргызстана (МУКР). Госорганы посчитали незаконным то, что в состав учредителей государственного вуза вошла частная организация. Из-за этого ФУГИ опасались, что государственное имущество переданное университету может оказаться в частных руках.

Журналисты «ПолитКлиники» в свою очередь независимо выяснили, что приватизация уже случилась без ведома властей. Из 30 объектов недвижимости университета, около половины оказалась в частных руках. Например, среди новых владельцев обнаружился брат депутата Торобаева, брат еще одного депутата Азамата Арапбаева владевшие коттеджем на Иссык-Куле и бывший зампред Госкомитета по недропользованию Азизбек Ороков.

Международный университет Кыргызстана на вопросы журналистов заявил, что передал большую часть госимущества на баланс Министерства образования по распоряжению Правительства несколько лет назад. В свою очередь ФУГИ опровергает эти заявления — в госоргане подчеркнули, что все 30 объектов недвижимости передали в оперативное управление МУКР и эта информация актуальна как минимум на момент 2020 года.  

Как имущество государства переданное университету отдали частным лицам?

Журналисты «ПолитКлиники» запросили у ФУГИ список имущества которое, по словам сотрудников Фонда, передали на оперативное управление Международному университету Кыргызстана. Список с адресами и идентификационными кодами состоял из 30 объектов различной недвижимости включая основные учебные кампусы, общежития и дома отдыха на Иссык-Куле.

Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей
Список объектов переданных МУКу на оператив
ное управление

Источник в Фонде подтвердил правильность предоставленной официальной информации. Журналисты выкупили кадастровые выписки и выяснили, что около половины недвижимости непонятным образом принадлежит не университету или ФУГИ, а частным лицам — среди них родственники депутатов, государственные служащие и частные предприниматели.

По данным ФУГИ общая площадь объектов составляет около 15 тысяч квадратных метров, а балансовая стоимость 4,293 млн сомов. Из общей площади, около 1120 квадратных метров ушло в частные руки — в основном потому что главные учебные корпуса МУКа не были приватизированы и до сих пор находятся в оперативном управлении.

Так родной брат депутата Бакыта Торобаева — Батыр Торобаев владел коттеджем в селе Чон-Сары-Ой на Иссык-Куле несколько месяцев в 2012 году. Расположенный в этом же селе объект “Спальный корпус №1” с мая 2008 года зарегистрирован на имя Мухтара Арапбаева — старшего брата тогдашнего и нынешнего депутата парламента Азамата Арапбаева. 

Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей
Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей

Корпус №4, расположенный в селе Чон-Сары-Ой, с 2007 год по 2016 года арендовал Азизбек Ороков. В 2018 году он был заместителем председателя Государственного комитета по промышленности, энергетике и недропользованию. На момент владения зданием он был директором компании Интер-Ресурс, а после был гендиректором Взрывпром компани.

Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей

Расположенный неподалеку корпус №1 с 2007 по 2012 годы был зарегистрирован за пансионатом «Витязь». Директор данной компании Руслан Валиев. Согласно публикациям в СМИ, в уголовных делах возбужденных против Максима Бакиева, Валиев значится как “его доверенное лицо”. 

По данным представителей Генеральной прокуратуры все имущество Бакиевых и их близких расположенное на Иссык-Куле было зарегистрировано на Руслана Валиева. В июне 2010 года Иссык-Кульская районная прокуратура возбудила уголовное дело в отношении Руслана Валиева по факту рейдерского захвата земель на берегу озера. Позже он был объявлен в розыск. Нынешнее местоположение Валиева неизвестно. Однако, уголовное дело по неизвестным причинам было прекращено. Сейчас зданием корпуса №1 с 2010 года владеет ФУГИ.

Расположенный по этому же адресу здание штаба Пионеров зарегистрировано на Макулбека Шайбекова с 14-августа 2019 года. В 2010-году он баллотировался в парламент в списке партии “Акыйкат”.

Асылбек Айдаралиев — основатель Международного университета Кыргызстана на правах сервитута (право пользования чужой собственностью — прим. редакции) владеет коттеджем в Чоң-Сары-Ой с 2021 года.

Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей

До этого, с 2005 по 2017 год Асылбек Айдаралиев пользовался коттеджем. Но с 2003 по 2017 этот объект параллельно находился на хозяйственном управлении Учебно-научного производственного комплекса МУК (УНПК МУК). С 2017 года коттедж находится в оперативном управлении Министерства образования. Однако собственником коттеджа с 2003 года является Оздоровительный центр Санат при Министерстве образования.

Также УНПК МУК с сентября 2021 года владеет недвижимостью под названием «Деревянный дом №1».

Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей

Журналисты ПолитКлиники обратились за комментариями к людям которые владели или владеют имуществом МУК. 

Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей Батыр Торобаев стал отрицать, что у него есть коттедж на Иссык-Куле. 

У меня нет никакого пансионата. У меня нет ничего”, — ответил он на вопрос про коттедж. 

По словам Мухтара Арапбаева, он владел землей в Чон Сары-Ой. Но потом бесплатно передал его в айыл өкмөтү. 

Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей«У меня нет коттеджа в Чон-Сары-Ой. У меня там был участок земли, который я вернул администрации поселка. В то время мы хотели построить там «городок».Мой брат Азамат не имел к этому никакого отношения«, — ответил он.

В кадастровых выписках практически не упоминались Фонд по управлению государственным имуществом или иной государственный орган. Поэтому журналисты обратились за разъяснениями в ФУГИ. Как сообщили в Фонде, это имущество числится в их базе данных и было передано в оперативное управление университету.

Они не знали о том, что недвижимость находится в частной собственности, попросили журналистов поделиться данными с кадастра и обещали разобраться с этой ситуацией. Они подчеркнули, что эта недвижимость находится на балансе ФУГИ и собственником этого имущества является государство. По их словам госимущество может быть передано в частные руки только путем приватизации с согласия ФУГИ.

После получения кадастровых выписок, журналисты обратились с комментариями и в адрес университета. Юрист МУКа который попросил не называть его имени, в интервью «ПолитКлинике» заявил, что из государственного имущества МУК пользуется только учебным зданием возле Филармонии, а пансионаты и коттеджи были у них в оперативном управлении. 

По его словам в коттеджах планировалось делать ремонт, но потом ФУГИ передал эту недвижимость на баланс Министерства образования распоряжением Правительства в 2017 году.

Юрист МУКа в интервью «Политклинике» подчеркнул, что имущество на Иссык-Куле с 2017 года находится именно на балансе Министерства. Однако ФУГИ опровергли это заявление — в Фонде сказали, что список из 30 объектов недвижимости составлен на момент 2020 года и Министерство образования указало эти объекты недвижимости в реестре как находящиеся на балансе МУК.

На момент публикации не удалось выяснить каким образом госимущество оказалось в частных руках. Согласно Гражданскому кодексу госимуществом находящимся на оперативном управлении можно распоряжаться или отчуждать только с согласия собственника этого имущества — в данном случае с согласия ФУГИ.

Судя по последним ответам о судьбе недвижимости сотрудники ФУГИ не знали. Ранее когда журналисты брали интервью и отправляли запросы в Фонд там заявляли, что существует лишь риск того, что госимущество перейдет в частные руки. Причиной этому назвали смену учредителей университета и вход частной компании.

Как частные лица вошли в состав государственного университета?

Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей

Международный университет Кыргызстана (МУК) открыли 11 марта 1993 года. Изначальными учредителями выступали Министерство иностранных дел, Министерство образования и Национальная академия наук. Помощь в становлении университета оказывал Государственный университет Сан-Франциско.

Заведение было престижным — среди именитых выпускников университета числятся бывшие премьер-министры Сапар Исаков и Мухаммедкалый Абылгазиев, экс-министр культуры Азамат Жаманкулов и бывший председатель Национального Банка Толкунбек Абдыгулов.

До 2011 года ВУЗ сохранял статус государственного пока на собрании учредителей Министерство образования и Национальная академия наук не исключили МИД Кыргызстана из состава учредителей. Согласно протоколу собрания, МИД исключен из списка учредителей на основании его заявления. В этом же документе бывшие на тот момент министр образования Канат Садыков и глава Академии наук Шарипа Жоробекова решают заменить МИД на малоизвестную частную организацию «Международная Академия Образования» (МАО).

Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей

Из базы данных Минюста, журналисты выяснили что это некоммерческое учебное заведение возглавлял Тилек Асаналиев. В документах не обозначено по какой причине именно МАО вошло в состав учредителей.

Через год Тилек Асаналиев и бывший министр Садыков на очередном собрании решили исключить из состава учредителей и Академию наук. Причина решения не была отражена в документах. Журналисты «ПолитКлиники» решили узнать, почему государственным университетом стала частично владеть частная структура и кто за ней стоит.

Как оказалось МАО зарегистрировали в 2002 году, изначальным ее учредителем был ученый и академик, основатель МУКа Асылбек Айдаралиев. 

Через 11 лет Айдаралиева сменило Некоммерческое образовательное учреждение «Учебно-научно-производственный комплекс «Международный университет Кыргызстана» (УНПК МУК) которое является клоном Международного университета Кыргызстана.

Пояснение: Как появились два Международных университета Кыргызстана?

В 2003 году постановлением правительства был создан Учебный научно-производственный комплекс Международного университета Кыргызстана (УНПК МУК) который изначально был государственным. В структуру комплекса вошли как государственные так и частные образовательные учреждения. Среди государственных был МУК, а из частных были такие учреждения как «Виртуальная академия» которая позже перерегистрировалась в МАО.

Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей

Однако на сайте Минюста УНПК МУК является частным образовательным учреждением и отдельным от МУК КР юридическим лицом. На данный момент каким образом УНПК МУК прошла регистрацию как частная организация через пять лет после постановления Правительства выяснить не удалось. 

На сайте МУКа указано, что 12 февраля 2003 года Постановлением Правительства Кыргызской Республики № 53 университет преобразовали в Учебно-научно-производственный комплекс «Международный университет Кыргызстана». 

А в 2017 году университет был трансформирован в Академический консорциум «Международный университет Кыргызстана» — корпоративную группу, в состав которой входит ряд образовательных, научных и производственных учреждений различного уровня.

Тилек Асаналиев — генерал майор милиции и бывший председатель Координационного совета Академического консорциума «Международный Университет Кыргызстана». 

«ПолитКлиника» обратилась за комментариями к Тилеку Асаналиеву и Асылбеку Айдаралиеву. Асаналиев рассказал что его в МАО и в МУК пригласил сам Айдаралиев:

«МАО принадлежит Айдаралиеву, он меня туда пригласил. Я точно не помню и не все знаю. Вы лучше у Айдаралиева спросите. Все эти организации его», — ответил он.

Асылбек Айдаралиев в интервью «ПолитКлинике» ответил, что все процессы были согласованы и законны. По его словам университет имеет смешанную форму правления. 

«МУК сейчас [университет] смешанной формы. Это указано в законе об образовании. Университеты могут быть в трех формах: государственный, государственно-частный(смешанный) и частный. Выход МИД и Академии наук из состава учредителей и вход МАО был законным», — ответил основатель МУК.

Айдаралиев объяснил, что МУК не попал в республиканский список государственных университетов и тогда Министерство образование издало расположение разработать метод акционирования. Он добавил, что по этому поводу 4 раза проводились совещания при участии ФУГИ, Министерства юстиции и Министерства образования которые решили, что акционировать университет нельзя.

По его словам Министерство образования направило письме частной компании «Национальной юридической фирме» с просьбой проконсультировать. Корпорация дала, что наиболее оптимальный путь это создание некоммерческого образовательного учреждения. 

Пояснение

Журналисты «ПолитКлиники» проверили закон об образовании. Согласно статье 47 государственные высшие учебные заведения которые не вошли в республиканский список государственных университетов реорганизовываются в государственные некоммерческие образовательные организации, действующие на принципах самофинансирования.

Если верить словам Айдаралиева, МУК не смог войти в этот перечень и согласно закону должен был перейти на самофинансирование.

Точно также «ПолитКлиника» отправила запросы и взяла интервью и у других учредителей МУКа — Министерства образования, Министерства иностранных дел и Национальной академии наук.

Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей
Канат Садыков, Шарипа Жоробекова и Асылбек Айдаралиев

Бывший на момент смены учредителей министр иностранных дел Руслан Казакбаев проигнорировал вопросы журналистов. Шарипа Жоробекова —  бывший президент Академии наук, подписавшая документ о смене учредителей сказала что уже ничего не помнит и отказалась дальше разговаривать:

С тех пор прошло десять лет. Я ничего не помню”, — ответила она.

В Министерстве образования заявили, что по всем вопросам касательно Международного университета необходимо обращаться напрямую к руководству этого ВУЗа. 

Ректор Международного университета Кыргызстана Айнура Адиева рассказала журналистам ПолитКлиники, что это было оптимальным решением:

“В 2012 году МУК полностью перешел на самофинансирование. Самая оптимальная форма государственного образовательного учреждения на самофинансировании по заданию правительства на тот момент было некоммерческое образовательное учреждение. Поэтому МУК перерегистрацию прошел и он сейчас стал некоммерческим образовательным учреждением МУК, со смешанной формой собственности. Подробнее может рассказать Асылбек Айдаралиев”, — рассказала Адиева.

Что по этому поводу считают государственные органы?

Смена учредителей не осталась незамеченной для Правительства и правоохранительных органов. Фонд управления государственным имуществом в ответе на запрос “ПолитКлиники” заявил что, в январе 2020 года получил предписание от Бишкекской городской прокуратуры устранить нарушения закона и провести проверку законности вхождения в состав учредителей МУКа. 

«От прокуратуры города Бишкек поступил запрос от 13 января 2020 г. об устранении нарушений. Проведенное прокуратурой расследование показало, что Международный университетский учебно-научно-производственный комплекс был незаконно перерегистрирован и включил в себя Международную академию образования, некоммерческое учебное заведение», — объяснил свою позицию Фонд в официальном ответе «ПолитКлинике».

Вразрез мнению основателя МУКа и частной академии, ФУГИ и Бишкекская прокуратура заключили, что смены учредителей ВУЗа были незаконными. 

ФУГИ ссылается на закон «О Правительстве» который гласит, что только Правительство может учреждать госпредприятия, владеть государственной собственностью и организовать ее приватизацию. Они также подчеркивают, что согласно закону «Об образовании» устав университета утверждается учредителями.

В 1993 году устав МУКа был утвержден постановлением Правительства, которое до сих пор не отменено. ФУГИ заявляет, что МУК в нарушение закона утверждал новый устав и учредительные договора.

«Следует обратить внимание, что решения принятые Протоколом №3 и Протоколом №5 принимались без участия Правительства, тем самым нарушая его права», — написано в исковых документах ФУГИ. 

К тому же Фонд ссылается и на постановление Правительства 2012 года которое говорит о том, что все смены и присоединения к учредителям в госучреждениях обязательно должно согласовываться с Фондом.

ФУГИ считает, что изменение состава учредителей МУК не соответствовала ни одному из вышеперечисленных требований.

«С учетом вышеприведенных доводов Фонд считает, что нелегитимными и неправомерными действиями ответчиков, МУК преобразовано в учреждение с частной формой собственности», — сказано в документах. 

Фонд подал иск в Ленинский районный суд Бишкека для устранения нарушений со стороны университета. Решением Ленинского районного суда от 20 мая 2021 года в иске Фонда отказано по причине истечения срока исковой давности. Фонд обжаловал это решение в Бишкекском городском суде, который в настоящее время рассматривает дело.

Как государственное имущество МУКР перешло в частные руки без ведома властей

Бишкекская городская прокуратура в предписании от 13 января 2020 года  также заявила, что решение о выходе Министерства иностранных дел и Национальной академии наук из состава учредителей было незаконным. Это связано с тем, что у Правительства не было соответствующего постановления об изменении состава учредителей.

Также постановлением Следственного управления ГКНБ КР в июле 2014 года было возбуждено уголовное дело в отношении должностных лиц Министерства образования, Министерства иностранных дел и Национальной академии наук. Однако в мае 2015 года постановлением старшего следователя СУ ГКНБ КР уголовное дело прекратили в связи с отсутствием состава преступления.  

Автор: ПолитКлиника

Фактчекер: Асель Сооронбаева, Инна Кывыржик

Муну бөлүшүү
Биздин иликтөөлөрдү колдоп, коррупция менен күрөшүүгө салым кошуңуз!

Журналисттик иликтөөлөр

Помочь проекту

договором оферты