Кыргызстан оказался в «черном списке» Южной Кореи из-за кредита с участием Алмазбека Исманкулова
- 3 года мурун
- Иликтөөлөр

Спор вокруг корейского кредита, выданного 24 года назад на медицинское оборудование, имеет гораздо более широкие последствия, чем миллионы долларов невыплаченного долга, выяснила «ПолитКлиника».
«Если не освободишь [помещение], то у тебя будут проблемы. Понял?» — такими словами в марте этого года экстравагантный министр здравоохранения Кыргызстана Алымкадыр Бейшеналиев пытался призвать к ответственности директора частной клиники Алмазбека Исманкулова.
В течение нескольких месяцев Кыргызстан наблюдал за противостоянием одного из высокопоставленных в стране чиновников из системы здравоохранения и известного врача-окулиста. Одной из причин спора между ними стал давний кредит, взятый 24 года назад в виде оборудования для медицинского центра при Кыргызском национальном университете (КНУ).
В итоге, кредит с изначальной суммой более 8 млн долларов так и не выплачен, а часть медицинской техники оказалась во владении частной клиники Исманкулова.
Чрезмерно опечаленный этим министр разными способами пытался насолить известному окулисту: публично называл его «лопухом», вываливал горы песка перед зданием его клиники и грозил «пересчитать зубы».
Как выяснила «ПолитКлиника», Бейшеналиев, возможно, и не зря расстраивался, ведь последствия от невыплаты кредита оказались печальнее банальной коррупции и плохого менеджмента.
За последние 20 лет Кыргызстан так испортил свой инвестиционный имидж перед Южной Кореей, что это негативно повлияло на остальные кредиты оттуда – их попросту не было. А из-за того, что техника в итоге не пошла на образовательные нужды, открытие медицинской кафедры в КНУ отложили на многие годы.
Сейчас каждая из сторон – власти Кыргызстана и Исманкулов – пытаются разобраться, кто виноват, кто должен был выплачивать кредит, и кто будет выплачивать проценты, которые набежали за 24 года: теперь это уже не та сумма, что была в начале, а 27 млн долларов. По крайней мере, такую сумму озвучивает министерство здравоохранения.
С помощью полученных документов, справок и показаний связанных с этим событием людей, «ПолитКлиника» рассказывает историю того, как забытый скандал 24-летней давности вновь оказался в центре внимания.
Совместный «ИнтерГоспиталь»
На заре своей независимости Кыргызстан остро нуждался в обновлении разного рода техники и станков, которые достались в наследство от развалившегося Советского Союза. Медицинское оборудование не было исключением из этого списка, и идея взять кредит на приобретение техники звучала хорошо.
В апреле 1997 года ученый совет КНУ постановил открыть медицинский центр «ИнтерГоспиталь» при вузе «для развития программ медицинского образования и улучшения медицинского обслуживания студентов и преподавателей». Одним из учредителей через клинику «Микрохирургия глаза» и директором этого центра стал Алмазбек Исманкулов, уже тогда известный в Кыргызстане окулист.

В начале 1998 года был подписан контракт о поставке медицинского оборудования из Кореи, поставкой которого занималась компания Medison Co. Ltd. В соглашении гарантом от лица правительства выступило Министерство образования: тогдашний министр Аскар Какеев подписал его и в 1997 и в 1998 году.
Исманкулова как директора медицинского центра наделили полномочиями подписывать кредитное соглашение и все соответствующие документы для импорта оборудования.
В мае 1999 года оборудование начало прибывать в Кыргызстан. Однако из-за того, что «ИнтерГоспиталь» еще формально не был открыт и существовал только на бумаге, медицинские аппараты доставили в городскую клиническую больницу №6 и получены частным центром микрохирургии глаза Исманкулова.
Бывший ректор КНУ Алтай Борубаев вспоминает те годы и то, с каким удивлением он обнаружил, что за оборудование надо ежемесячно платить около 900 тысяч долларов, а оно даже не находилось в собственности вуза.
«В 6-й больнице, где работает Исманкулов. Я сказал: «Не принимать на баланс университета». Всю технику доставили в больницу «Микрохирургия глаза» Исманкулова», — вспоминает Борубаев.
Другой высокопоставленный сотрудник вуза в те годы, который пожелал остаться неназванным, сказал «ПолитКлинике», что КНУ тогда был просто не в состоянии ежемесячно выплачивать такие деньги. «Кредит был взят под очень высокую процентную ставку – три процента. Это был сумасшедший кредит», — сказал он.
И тогда осенью 1999 года КНУ вышел из состава учредителей «ИнтерГоспиталя», а обязательства по кредиту так и оставили на плечах этого медицинского центра, директором которого на момент получения груза был Исманкулов.
«Треть аппаратуры осталась у меня. Остальное забрало правительство», — сказал «ПолитКлинике» сам Исманкулов.
Начало разбирательств
Осенью того же 1999 года на заседании правительства было решено привлечь следственные органы для разбирательства.
Тогдашний премьер-министр Амангельды Муралиев подписал постановление, в котором указал, что Министерство образования науки и культуры выдало «ИнтерГоспиталю» гарантийное обязательство на получение кредита в 8,5 млн долларов «без экспертной оценки и согласования с соответствующими органами».
Он же тогда поручил Министерству финансов и Генеральной прокуратуре в течение месяца разобраться, насколько законными и обоснованными были гарантии со стороны Министерства образования науки и культуры.
Уже новый министр образования Турсунбек Бекболотов попросил у корейской компании Mеdison Go Ltd оригиналы гарантий, которые выдавало их ведомство.
Неизвестно, выслала ли компания эти документы министру, но в том же письме Бекболотов заочно назвал их «неправомерными», ссылаясь на закон, в котором написано, что подобные гарантии может давать только министр финансов.
Несмотря на попытки правительства и КНУ отстраниться от выплаты кредита за «ИнтерГоспиталь», дальнейшие события не складываются в пользу кыргызских властей.
В 2004 году корейская арбитражная палата признает именно КНУ ответственным за выплату кредита, а дело в отношении бывшего министра образования Какеева и офтальмолога Исманкулова прекращают из-за истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности.
После этого, вопрос выплаты кредита на годы зависает в воздухе так и нерешенным.
За это время Кыргызстан проходит через две революции и неоднократные перестановки в правительстве, а кредит с процентами так никто и не выплачивает.
Новый виток
В начале 2015 года исполняющий обязанности ректора КНУ Эрмек Усекеев подает жалобу в Государственную службу по борьбе с экономическими преступлениями (ГСБЭП).
Сперва финансовая полиция отказывает в возбуждении дела из-за отсутствия состава преступления, но через год объявляет, что в действиях ответственных лиц есть признаки «мошенничества» и возобновляет дело.
Это дело, впрочем, не живет и больше года – через несколько месяцев, в ноябре 2016 года, Первомайский суд Бишкека ставит точку, постановив прекратить производство, а Исманкулова освободить от уголовной ответственности.
Корейская торговая страховая корпорация, которой Medison Co. Ltd доверил разбирательство в этом вопросе, обращается в межрайонный суд Бишкека с просьбой о признании и принудительном исполнении решения арбитражной палаты о выплате кредита КНУ. Однако кыргызский суд оставляет вопрос без рассмотрения.
Университет никак не может смириться с ситуацией. Юрист КНУ объясняет, что они не собираются выплачивать кредит из-за того, что вуз не получал оборудование и вышел из состава учредителей «ИнтерГоспиталя».
Новая возможность для решения вопроса появилась только после очередной смены власти в Кыргызстане. Новый министр здравоохранения Алымкадыр Бейшеналиев экстравагантными и противоречивыми способами попытался призвать Исманкулова к ответственности.
В интервью «ПолитКлинике» Бейшеналиев подтвердил, что Кыргызстан не может брать кредиты у Кореи из-за нерешенного конфликта.
Исманкулов: кредит — «частный»
Сам Исманкулов заявил на неоднократные вопросы журналистов «ПолитКлиники», что никто не имеет права вмешиваться в этот вопрос, потому что кредит, по его словам, считается «частным».
Экс-юрист Министерства здравоохранения Азамат Джумакеев, с которым связалась «ПолитКлиника», дал более однозначный ответ. По его мнению, известный врач использует полученное при поддержке правительства оборудование более 20 лет «для личного обогащения».
Джумакеев называет конкретную цифру: 27 млн долларов, которые необходимо выплатить по кредиту.
Исманкулов на вопрос, готов ли он выплачивать эти деньги, отвечает довольно прозаически: «Пусть МВД придет вместе с корейцами. Потом посмотрим. Сейчас хотят запятнать нашу репутацию, поэтому копают то, что было 25 лет назад».
Автор: «ПолитКлиника»
Фактчекер: Инна Кывыржик
Ментор: Эльдияр Арыкбаев