15 декабрь 2017
Бишкек убактысы: 04:27


Бишкек: заработать на домофонах

Ежемесячно в Бишкеке компании по установке домофонов собирают с каждой квартиры по 25-30 сомов. Их представители объясняют, что сборы осуществляются за техническое обслуживание, а горожане отмечают, что домофоны не нуждаются в ежемесячном ремонте и компании научились делать деньги на пустом месте.

Автор: Жанара Каденова, газета “ПолитКлиника”

В рамках журналистского расследования мы решили поговорить с жителями районов города и выслушать их мнения о работе подобных компаний. Одна из жительниц микрорайона “Туңгуч”, преподаватель Айгуль Исмаилова рассказала, что после того, как супруг по телевидению увидел репортаж о том, что компании по установке домофонов наживаются на горожанах, отказалась платить по счетам за домофон.

 “Мой супруг перестал платить. Он услышал по ТВ, что такие компании обманывают граждан, собирая деньги. Горожане и так заплатили за установку домофона. Но фирмачи продолжают требовать оплаты услуг каждый месяц. 10 сомов идут за услуги почты, 25 сомов идут компаниям. В общем, 35 сомов. Если не платишь, отключают домофон. В год получается мы заплатили 800 сомов. На самом деле домофоны не ломаются часто. С зимы только 1 раз было такое. За что мы платим почте я не понимаю. И так компании сами платят почтампту”, — сказала женщина.

Затем мы поговорили с жительницей 3-микрорайона Гулей Ниязовой. Она также сказала, что домофоны не ломаются часто. “Если не платишь, отключают твой домофон. Ежегодно мы собираем по 300 сомов домкому за услуги домофона. Чем платить ежемесячно по 25 сомов, лучше один раз в год заплатить всю сумму”, — считает женщина.

Возникает вопрос, почему в двух разных районах различная оплата за пользование домофоном и почему жители “Туңгуча” тогда платят больше. Когда жители оплачивают домкомам заранее за год, тогда им оказывается не приходится платить услуги почты, а те кто платит ежемесячно по факту должны платить услуги почты.

Жительница микрорайона Восток-5 Ирина Владимирова рассказала, что уже поднимала данный вопрос на пресс-конференции, но так и не смогла добиться никакого результата:

“Мы платим ежемесячно за пользование домофоном. Но двери-то не ломаются. Журналисты уже писали об этом. Мы устали платить. Мы хотим, чтобы наши жалобы наконец были услышаны”, — сказала она.

Кроме того, немало тех горожан, которые недовольны качеством установленных домофонов, у которых магниты и крепежи не закреплены должным образом, а также качеством техобслуживания сломавшихся домофонов.

Когда в подъезде ломается домофон, все входящие звонки начинают поступать только в одну квартиру, что тоже вызывает недовольство граждан. Поэтому немало горожан, которые отказываются от услуг компаний. Одна из них жительница “Городка строителей” Мадина Шералиева. По ее мнению, подобные компании обманывают население и просто-напросто наживаются на людях.

“Ежемесячно компании отправляют нам квитанции на оплату. Я не знаю, как вообще работают эти фирмы. Но знаю, что после установки домофона не требуется никакой технической поддержки аппарата. Один раз мой домофон сломался и по непонятным причинам все звонки стали приходить ко мне. Когда с связалась с компанией в субботу, мне сказали, что это нерабочий день. За что я тогда плачу, если не могут решить мою проблему. Мне лишь посоветовали дождаться понедельника. Когда я устала от бесконечных звонков в домофон, я его просто отключила”, — говорит Шералиева. Она считает, что надо потребовать от компаний разъяснений по их работе и даже призвала правоохранительные органы выяснить, правда ли фирмы оказывают реальные услуги населению или они просто обманывают граждан.

Мы обратились в компании по установке домофонов.  Одна из них располагалась по адресу Шопокова, 36. Нам удалось поговорить с менеджером ОсОО “Центр по обслуживанию домофонов” (“Домофон Сервис”), который не захотел представиться, но согласился рассказать о работе компании.

“Мы составили соглашения с почтамтом и горожанами. Ежемесячно жители многоквартирных домов платят нам по 25 сомов. А 10 сомов идут за услуги почты. Мы уже устали разъяснять горожанам за что взимается  с них плата. Если где-то происходит поломка, наши техники сразу устраняют ее. Разные бывают ситуации. Если пропадают домофоны, мы за это не отвечаем. Некоторые жильцы домов обращаются к нам в месяц аж 4 раза. А некоторые совсем нас не беспокоят. Но свои обязанности мы выполняем в полной мере”, — заверил нас менеджер.

 Затем мы обратились в ОсОО “Домофон KG”, расположенное по улице Калыка Акиева, 66. Наталья Васильевна, представившаяся директором компании рассказала, что ее фирма обслуживает более 100 подъездов. Показала соглашения с клиентами и даже квитанции.

“Мы предоставляем техобслуживание с согласия каждого жильца квартиры. Клиенты сами звонят нам. Мы по согласованию с ними, заключаем общее соглашение на весь подъезд. Мы говорим  о том, какова стоимость установки домофона, сколько будет дано ключей и только после этого заключаем индивидуальные соглашения с жильцами. В соглашении написано, что ежемесячно они должны платить по 30 сомов. Двери ломаются, чипы теряются. Никто не будет устранять проблемы бесплатно. Мы тоже должны платить за аренду офиса, телефоны, визитки, бумагу. Все это требует денег. Сейчас нет ничего бесплатного. Мы не делаем деньги из воздуха”, — сказала она, отметив, что тех, кто отказывается от их услуг, никто не удерживает силой.

 Кроме того, она добавила, что свою работу ее компания делает безупречно. По правилам квитанции к оплате должны быть готовы к концу каждого месяца, однако в этой компании еще в начале месяца (04.07.2017) была прописана плата за июль, хотя месяц еще не закончился. Сначала директор была против  того, что я сфотографировала квитанцию, но я сказала, что мне нужно в качестве доказательства и сфотографировала.

После того, как глава компании “Домофон KG” заверила, что никого не принуждают пользоваться их услугами, мы решили спросить тех граждан, которые отказались от пользования домофоном, как им живется без домофонов .

Один из них житель Аламедин-1 Самат Бактыбеков. Он рассказал, что ранее платил абонплату за пользование домофоном.

“Но потом стали возникать вопросы, за что мы платим. Если домофон ломается, все равно надо платить за его ремонт. Дверь в нашем подъезде всегда открыта. И мне вполне удобно без домофона. В наш дом не так часто приходят гости, а если и приходят, то двери как правило открыты или можно всегда попросить соседей открыть дверь. Я уже год не плачу за домофон. Мне отключили его, но я не почувствовал его отсутствие”,сказал он.

 Жительница Октябрьского района Дамира Абдыразакова тоже уже год не платит за домофон и говорит, что без него очень удобно.  Ей нет особой разницы, есть домофон или нет, у всех членов ее семьи есть ключи, говорит она.

Мы обратились по поводу работы вышеуказанных компаний в мэрию. Глава отдела жилищно-коммунального хозяйства Касымов Нурлан Кайбулбекович отметил, что компании — частные, поэтому их деятельность не относится к муниципалитету. Поэтому в мэрию не обращаются с жалобами по поводу домофонов. Тогда мы обратились в Госслужбу по борьбе с экономическими преступлениями. По словам заместителя Бишкекского городского управления госслужбы Жамгырчиева Эмиля, жалобы поступают в основном от ТСЖ.

“К нам поступают в основном жалобы на сотрудников компаний, которые закреплены за тем или иным домом. Они собирают деньги с каждого дома, а потом неправильно использовав их, не дают соответствующего отчета. Вот на них и жалуются граждане. Среди этих жалоб могут быть и жалобы, связанные с обслуживанием домофонов. Но уголовных дел никогда по этому поводу не возбуждалось”, сказал он.

Жанара Каденова – журналист газеты “ПолитКлиника”, прошедшая тренинг Бюро журналистских расследований IWPR.

 Данная статья вышла в рамках проекта IWPR «Формирование практики журналистских расследований для продвижения демократических реформ», финансируемого ЕС.